Флешмоб (англ. flash mob — flash — вспышка, mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного характера (сценарий), и затем одновременно, быстро расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию (одна крайность), но ведут себя в ней как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.
Флешмоб — это представление, расчитанное на случайных зрителей (фомичей), у которых возникает букет чувств: полное непонимание, интерес и даже чувство собственного помешательства.
Идеология флешмоба придерживается девиза «Флешмоб вне религии, вне политики, вне экономики». Этим флешмоб обезопасил себя от внешних факторов и использования в собственных целях.
Имеет уникальную идеологию и не имеет аналогов в мировой истории.
Сценарии флешмобов
Идеальный сценарий должен быть абсурдным, загадочным, не сильно заметным и ни в коем случае не вызывать смеха. Мобберы не должны нарушать законы и моральные устои. Просто должны делать что-то бессмысленное, но так, как будто в этом есть смысл. В итоге случайные зрители (фомичи) воспринимают это за серьёзную ситуацию, в которой есть какой-то смысл, пытаются его найти. У них возникает чувство интереса, тревоги, непонимания, или даже чувство собственного помешательства. Сценарий не должен перейти грань, когда он уже становится смешным, но это получается крайне редко.
Цель флешмоб акции
Участники флешмоб акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:
* развлечение;
* протест против строгих моральных устоев общества;
* почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
* произведение впечатления на окружающих;
* самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
* попытка получить острые ощущения;
* ощущение причастности к общему делу;
* получить эффект, как от групповой психотерапии;
Правила флешмоба
Движение флешмоба исходит из того, что у флешмоб-акций существуют типовые правила. Наиболее важные их пункты:
Кажущаяся спонтанность действия. Запрет собираться или привлекать внимание на месте до акции, одновременное начало и окончание акции ее участниками. После акции нужно мгновенно исчезать с места действия в разные стороны и делать вид, как будто бы ничего и не было.
Сценарий должен привносить абсурдность и загадочность в происходящее.
Точное следование сценарию.
Не вызывать агрессивной реакции случайных зрителей. Не нарушать законов, не показывать никаких политических предпочтений. Не мусорить.
Делать всё с серьёзным видом и находясь в здравом рассудке. Быть трезвым.
Чтобы избежать конфликтов с работниками органов охраны правопорядка есть ещё такие рекомендации:
Иметь при себе удостоверение личности.
Если вас всё-таки задержали работники органов правопорядка, вы отвечаете сами за себя. Никто за вас поручатся не будет. Отвергайте, что вы участвовали в заранее запланированной акции: вы случайно оказались в этом месте и просто так решили что-то сделать. Участие в несанкционированных массовых акциях, как правило, наказуемо законодательством
История
Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 вышла книга ([1]) социолога Говарда Рейнгольда (en:Howard Rheingold) «Умная толпа: следующая социальная революция» (англ. Smart Mobs: The Next Social Revolution), в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» и стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов и других подобных акций, все из которых по сути своей являются разновидностями смартмоба. В июне 2003 Роб Зазуэта из Сан-Франциско, прочитав труды Рейнгольда, создал сайт flocksmart.com, на котором поставил вопрос о проведении специально организованных ради развлечения акций, основанных на технологии умных толп.
Первый флешмоб был намечен на 3 июня 2003 года в Нью-Йорке, США, но не состоялся. Ему помешала заранее предупреждённая полиция. Организаторы избежали этой проблемы при проведении второго флешмоба, который состоялся 17 июня 2003 года. Участники пришли в заранее определённое место, где они получили инструкции по поводу окончательного места и времени, прямо прямо перед тем, как он начинался. Приблизительно двести человек (по другим источникам 150) собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага «Macy’s» и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка, и пришли купить «Коврик Любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по всей Америке и Европе. Первые российские акции были организованы через ЖЖ, и состоялись одновременно в Петербурге ([2]) и Москве ([3]) 16 августа 2003. В нём участники встречали на вокзале приехавших поездом с непонятными табличками. Первые украинские мобы прошли так же 16 августа в Днепропетровске и Киеве практически одновременно. 23 августа первый флешмоб состоялся в Одессе ([4]). В целом флешмоб в странах СНГ получил сильное развитие в плане идеологии.
Терминология
Первоначально терминологии и классификации акций ещё не было вовсе, и процесс её формирования продолжается до сих пор. Изначально движение возникло в США и от этого часто встречаются калька с английских слов: «Мобплейс», «Афтерпати» и.т.д.. Так же часто терминология различается в разных городах. Часто на сайтах разных флешмоб движений можно встретить специализированные словари. Само слово «flash mob» вошло в русский язык без изменения фонетического звучания. Часто встречается разные варианты его написания: «флеш моб», «флэш моб», «флеш-моб» и другие. Правильно писать именно «флешмоб», а людей занимающихся им «мобберами».
Виды «умных толп»
По мере существования явления флешмоба стали появляться такие сценарии, которые не соответствовали его правилам. Однако они игрались, и тогда стало ясно, что термин «флешмоб» уже не способен удовлетворить всех.
Само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек. Это не верно. Флешмоб — это акция, которая подчиняется строгим правилам и законам. Нарушение же одного из них превращает акцию в что то другое. Хотя все новые виды акций «вышли» из флешмоба, некоторые из них стали настолько отличаться от него идеологически и организационно, что их уже нельзя относить к разновидностям флешмоба и можно считать отдельными разновидностями воплощения технологии смартмоба.
Пожалуй, единственное, что объединяет большинство акций, — это стремление сделать что-нибудь вместе, да такое, для чего в обычной жизни нужды нет. Все акции неожиданны для случайных зрителей. Основополагающим же фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. Поэтому тот флешмоб в первоначальном смысле слова теперь называют классический флешмоб.
Классический флешмоб
Построен на первичных основах идеологии движения. Главная цель — удивить случайных зрителей, но так, чтобы у них не было отвращения или смеха от происходящего. В сценариях классических флешмобов должна быть абсурдность действий. От этого случайные зрители первое время не могут понять смысл того, что происходит, но его там нет. Такие акции делаются в многолюдных местах. Чтобы не вызывать отрицательной реакции у случайных зрителей, такие акции проходят тихо и без шума, спокойно и вообще еле заметно. Чтобы не вызвать смех у случайных зрителей, участниками акции всё делается с серьезным видом. Иногда инструкции мобберам выдаются до акции специальными агентами. На акциях участниками делается вид, что всё спонтанно, но вполне обыденно для них. А потому он не должен быть сложным и с какой-либо яркой атрибутикой. Начинается акция одновременно всеми участниками. Для этого согласовывается время или назначается специальный человек (маяк), который должен подать сигнал всем для начала акции. Такие акции длятся недолго (обычно до пяти минут), иначе случайные зрители начинают проявлять активность: приставать с вопросами, вызывать работников охраны и правопорядка, игнорировать и дальше заниматься своим делом и тому подобное. Участники, как правило, делают вид, что друг друга не знают, и расходятся одновременно в разные стороны. На вопросы зрителей участники акций пытаются не отвечать или ответами не раскрывают истинный смысл происходящего. Ответы для прохожих могут быть заранее обсуждены при планировании акции. После того, как все резко разошлись, обычно участники собираются на АП, чтобы поделиться впечатлениями. Акции, как правило, происходят по выходным дням с интервалом в две недели.
Пример классического флешмоба — сценарий «Батарейка»:
В определённое время в определенном месте города проходит «маяк». Внезапно его движения становятся более медленными, как у робота, у которого «села батарейка», его силы угасают, и он падает, делая вид, что засыпает (или становится «на подзарядку»). Это служит сигналом, по которому остальные мобберы повторяют за ним имитацию потери жизненных сил и находятся в «спячке» ровно две минуты, считая секунды про себя. По завершению двух минут классический финал — мобберы расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Проявить творческий подход при «отключении» можно медленно, можно быстро, можно на ходу, можно просто стать склонив голову. Играют так, как будто внутри медленно «садится батарейка». Можно упасть полностью на асфальт, можно сесть на колено, можно «уснуть» стоя. Главное — удивить окружающих. Ну и логично, что, если «села батарейка», — глаза закрыты.
Полит-моб или социо-моб
Это акции с социальным или политическим оттенком. Обычно, эти акции являются заказныи и участвуют в них не моберы, а люди, ведущие активную политическую жизнь. Например, после выборов в Белоруссии в 2006 прошел ряд таких акций [5]. Несколько человек, собравшись в центре Минска, раскрыли газету «Советская Белоруссия» и начали рвать её на мелкие кусочки. В другой подобной акции произошел, когда около 30 минчан демонстративно завязали глаза и отвернулись от установленного на площади экрана, по которому транслировалось выступление прокурора Беларуси. На пике популярности в апреле 2006 года «политические флешмобы» в Минске собирали до 100—120 человек. В России интересен пример акции, который прошел в Томске летом 2007 г., наделавший большого шума среди чиновников и журналистов. С целью пресечения подобного рода акций власти придерживались тактики задержания от 10 до 20 человек, что в течение 2 недель уменьшило число участников флешмобов до 15-20 человек.
Хочется добавить, что изначально, флешмоб НЕ несет какого-либо политического смысла. Все примеры описанные выше организованны "не просвещенными" людьми, которые просто услышали модное слово и привязали его к своим акциям, тем самым, поставив под под вопрос существование флешмоба.
Неспектакальный моб
Неспектакальный моб (Реальный Флешмоб, Нонспектакулярный моб, Х-моб) — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Он может быть незаметен для окружающих. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видны ли действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Изменение повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и формирование у прохожих ощущения тихого помешательства. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ. Варианты для примера:
Споткнуться;
Вспоминать есть мобилка в кармане или нет, затем доставать её и класть обратно;
Пытаться подкурить зажигалкой, отворачиваясь от ветра;
Внимательно читать чек около входа в магазин и что-то в голове считать, слегка шевеля губами и закидывая глаза;
Тщетно пытаться завязать шнурки;
Пытаться застегнуть или расстегнуть заевшую молнию на курточке, сумке или ширинке;
Отряхивать испачканную одежду;
Переписывать информацию с какой-нибудь рекламы;
Играть на ходу в игры на мобилке;
Наклеить объявление на столб;
Стать и пить пиво;
Предварительно взболтать пиво, а потом вроде как ненарочно им облиться при открытии и стоять вытираться.
В итоге мы знаем друг друга и начинаем наблюдать друг за другом. Даже, кроме того, мы понемногу начнём сами пытаться угадать, кто здесь моббер, а кто просто прохожий. Это моб не для прохожих, а для нас. Можно немножко притормаживать — тогда и очень бдительные фомичи заметят. И вот тогда у них точно будет РЕАЛЬНЫЙ глюк.
i-mob
Общее название для всех видов акций, проводимых в интернете (форумы, icq, e-mail, чаты и.т.п.). Очень часто интернет флешмобы возникают спонтанно, предварительно ничего не запланировав. Чаще всего представляют из себя комментарии к опросам с смешными вариантами ответа. Благодаря интернет флешмобу «Уроки Албанского» возникло и крепко закрепилось понятие Албанский язык.
Арт моб
Это акция с художественной направленностью. Моб, во время которого участники должны проявить свой креатив.
Экстрим-моб
Акции с ярко выраженной экстремальной направленностью. Выполняются действия, шокирующие даже самих участников. Например, «бой подушками».
L-моб
L-моб (англ. long mob — «долгий моб») — заранее оговорённые действия, которые каждый моббер может совершать практически в любое удобное для него время и в удобном месте. Например сценарий «мелки»:
Все берут мелки и обрисовывают как трупов на земле всё что угодно: бутылки, лавочки, люки, скамейки, прохожих, спящих бомжей, фонарные столбы, тень, машины, окурки и т. д.. Всё это делается в течение недели. В итоге однажды, выйдя утром на работу, люди увидят весь город обрисованным. Это обязательно вызовет интерес и мысли о помешательстве.
Small моб
Принцип «даешь моб каждый день!» в действии. Ультракороткие мобы для поддержания жизненного тонуса. Например, «вагон для молодежи»:
С 1.10.07 третий вагон любого поезда в метро официально объявлен вагоном молодежи. Это правило действует без ограничений во времени. В идеале — в третьем с начала поезда вагоне не присутствует ни гопников, ни бабушек-дедушек, ни алкашей, только молодежь.
Фан моб
Фан моб (англ. Fun-mob — «весёлый моб», иногда называют «цирком») — флешмоб, являющийся по сценарию или ставший во время проведения массовым приколом. Характеризуется несоблюдением правил, отсутствием у моббером особого ощущения моба. Как правило, им становятся спонтанные флешмоб-акции, провести которые мобберы решили на встрече (АП) после основной акции.
Date моб
Date моб (англ. Date — Свидание) — ФМ-акция, направленная на знакомства мобберов, особым, необычным путём. Проводится из расчётов — одна акция на одну пару. Участники не должны быть знакомы друг с другом до акции и не должны знать предварительно, кто будет на ней. Например сценарий «Blind»:
Парню, на указанном заранее месте, завязывают плотно глаза платком и говорят ждать. Девушку подводят через несколько минут. Её задача провести парня из точки А в точку Б. Прогулка занимает не больше часа. Во время прогулки она должна держать его за руку и описывать всё происходящее вокруг. От модели проезжающей рядом машины до цвета листьев на дереве. Каждый из них может при желании не называть своего имени. Дойдя до пункта Б, девушка оставляет парня и уходит, а парню спустя минуту снимают повязку.
Моб Хаус
Моб Хаус (англ. mob-house) — это акция, расчитанная на несколько часов, когда мобберы не выполняют какой-то сценарий, а живут по определённым правилам жизни, отличающейся от жизни обычной. Это моделирование социо-коммуникативного пространства, понятного только участникам акции, и вызывающее недоумение у случайных свидетелей.
Моб-игра
Моб-игра — эти акции предполагают определённое взаимодействие участников, допустимы контакты между ними, заранее оговоренные на сайте. Конец может быть непредсказуем. Например, «Повелевай и подчиняйся»:
участники парами играют в «гляделки», тот, кто засмеялся или отвёл взгляд, — проигрывает. Он должен следовать за победителем и повторять все его движения. Победитель ищет нового соперника. Победив ещё раз, вся колонна проигравших за человеком тоже переходит к победителю.
Книговорот
Книговорот (англ. Bookcrossing) — глобальное движение за освобождение книг и «превращение мира в библиотеку». Уже четыре года библиофилы планеты специально оставляют в общественных местах литературу для того, чтобы она попала в «хорошие руки». В Интернете создан специальный ресурс, где бывшие хозяева могут проследить путешествие «бумажного друга». Их девиз: «Сделаем из материальной книги духовную вещь. Пусть Мысль примет бестелесную оболочку!».
Фаршинг
Фаршинг — это неформальное направление интеллектуального и психологического экстрима. Целью фаршинга является публичное действо, участники которого должны на время забыть о своих комплексах и тех социальных, моральных и этических рамках, которыми они привыкли сковывать себя в повседневной жизни. Фаршинг не перфоманс и не флэшмоб. Он не для зрителей. Он для участников, основная задача которых — победить себя, какой-то свой предел, сделать что-либо, что в обычной жизни сделать бы побоялись. Сделать то, о чём будешь стесняться потом вспоминать. Каждая акция и действие каждого участника — это новая грань, которую он переступает во время акции. Нужно разломать в себе все шаблоны и добиться полного раскрепощения.
Монстрация
Монстрация (от слова демонстрация) — это демонстрация с плакатами, но содержание плакатов явно несерьезно и смешно. Главная цель монстрантов просто повеселиться и других насмешить. Первая акция была организована в 2004 году группой новосибирских художников творческого объединения САТ (Contemporary Art Terrorism), которые через интернет приглашали всех принять участие — влиться в обычную первомайскую демонстрацию колонной монстрантов. Новосибирские сотрудники правоохранительных органов всегда препятствовали монстрантам и уже не раз неоправданно грубо к относятся: их задерживали, отбирали плакаты, мешали их продвижению. Всё это вынудило в 2007 году ТО САТ публично отказаться от какой-либо руководящей роли в проведении монстрации, предоставив созданной традиции свободу самостоятельного развития.
Флешмоб как движение
Движение флешмоба началось стремительно и прокатилось по крупнейшим городам. Но до сих пор нет единого центрального сайта или комитета по нему. Во многих городах флешмоб движение зачахло.
Организация флешмобов
Организованная через современные быстродействующие средства коммуникации (в основном через интернет)
Флешмоб туризм
Возник даже Флешмоб туризм. Таких странствующих мобберов часто называют струксами. Ежегодно мобберами проводятся флешмоб фестивали.
Словарь
Агенты — люди, раздающие мобберам листовки с инструкциями для участников акции.
Акция или просто Моб — действие, выступление, конкретное конечное воплощение сценария.
Афтерпати (сокр. АП англ. after party) — встреча мобберов после акции. На ней знакомятся, обмениваются дисками с предыдущих мобов, смотрят если есть уже видео с только что проведёного моба, обсуждают и выдумывают сценарии и довольно часто мобберы на АП решают провести ещё моб.
Камертон — часы, находящиеся в общественных или иных местах, по которым мобберы заранее синхронизируют собственные часы для точного прибытия на Площадку. Как правило такие часы есть на сайте через который организовывался флешмоб.
Классика — ФМ-акция, построенная на первичных основах идеологии движения: мгновенная толпа, абсурдность действий и.т.п. Иногда слово применяется к сценариям которые игрались в каждом городе (например «Пульты ДУ»).
Маяк (Кепка) — специальный человек, находящийся на месте проведения некоторых акций, для того чтобы подать мобберам условный сигнал о её начале. Характер сигнала заранее оговаривается при планировании акции.
Медиа-группа (Съёмщики) — официальные представители ФМ-ресурсов, занимающиеся съёмкой акций.
Моббер (Флешмоббер, ФМщик) — человек, который участвует в акциях.
Мобить — участвовать в ФМ-акциях (разг., син. «мобиться»).
Место Х, иногда Мобплейс — место прохождения ФМ-акции.
Обсервер (Папараций) — человек, не принимающий участия в акции, но занимающийся неофициальной (то есть без согласования с автором акции) фото или видеосъемкой.
Парускерство — явление, заключается в нарушении правил: разговоры, смех и все, что не было запланировано.
Парускеры (Смайлсы, Элвисы) — мобберы, игнорирующие правила.
Пингвин, реже Зриббер — человек, который узнал о проведении акции и, вместо того чтобы участвовать в ней, стоит неподалёку и наблюдает происходящее.
СМИшники — фото-, теле- и другие репортёры (пресса), присутствующие на акции.
Струксы — мобберы-туристы, совершающие паломничества в иногородние моб-сообщества, с целью «на людей посмотреть — себя показать», хорошо и неординарно провести время в компании мобберов.
Фомичи (Кузьмичи) — прохожие, случайные свидетели акции.
GFM (англ. "Global Flash Mob") — всемирная ФМ-акция, в ней участвует максимальное количество стран и городов.